Тема урока; Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы - исключения.
Цели урока: закрепить знания об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, отработать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов, познакомить с глаголами - исключениями, воспитывать интерес к языку, умение преодолевать трудности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам ... (глагол)
2. Восстановление деформированного предложения.
Перо, ум, а, пишет, водит.
Дети записывают пословицу: Перо пишет, а ум водит.
У. Что мы записали?
Д. Пословицу.
У. Как понимаете смысл пословицы? Дети объясняют.
У. Какое это предложение?
Д. Сложное.
У. Докажите. (Дети находят основы) Определите спряжение глаголов.
3. Словарная работа.
Прочитайте слова и подумайте, как можно их разделить на два столбика.
Пейзаж, репродукция, удивляешь, замечает, портрет, прибежишь, склонить,
фантазия.
В первый столбик записали словарные слова, правописание их надо запомнить. Во второй столбик записали слова с безударной гласной, которую надо проверять.
Пейзаж Удивляешь
Репродукция Замечает
Портрет Прибежит
Фантазия Склонить
Как можно определить спряжение? Дети определяют спряжение.
4. Грамматический разбор предложения
Скоро зима постелет на землю пушистую шаль.
Дети находят главные и второстепенные члены предложения, определяют части речи.
Попробуем определить спряжение у глагола. Поставьте глагол в третье лицо
(постелют). Определите окончание. Теперь поставьте в неопределенную форму
(постелить)
Что заметили? Глагол не подчиняется правилу.
У. Сможем ли мы определить спряжение?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Нам не хватает знаний. Работа по карточкам. Разбор предложений самостоятельно.
5. Физминутка
Детям предлагаю разгадать кроссворд.
1. Название падежа (именительный)
2. Главный член предложения (сказуемое)
3. Рыцарь на доспехах, которого изображен крест (крестоносец)
4. Чувство человека (любовь)
5. Имя князя Долгорукого (Юрий)
6. Она пишется с глаголами раздельно (частица)
7. То, что приносят в дом под новый год (елка
8. Дом диких животных в земле (нора)
9. Место, где начинается река (исток)
10. Плод, который любят все дети ( яблоко)
Исключения
Сделайте предположение.
Д. Может быть, это глагол - исключения. Он не поддается правилу.
и м е н и т е л ь н ы й
с к а з у е м о е
к р е с т о н о с е ц
л ю б о в ь
ю р и й
ч а с т и ц а
ё л к а
н о р а
и с т о к
я б л о к о
6. Работа над новым материалом.
Причитайте слова и определите спряжение:
Помнишь, блестит, трещит, навестим, кроет, завоет, вертеть, вертят.
Что заметили? Какой вывод можно сделать?
У. В русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Их называют глаголами - исключениями.
7. Работа с учебником.
Упражнение № 147. Учебник "Русский язык для 3 класса" Полякова
Задание: выписать в столбик слова, выделенные в тексте. Приписать к ним глаголы
в неопределенной форме.
1. зависят - зависеть
2. дышите - дышать
3. держат - держать
4. вертят - вертеть
5. ненавидим - ненавидеть
6. обидят - обидеть
7. смотрите - смотреть
8. видите - видеть
9. терпят - терпеть
10. бреют-брить
11. стелет - стелить
Первые девять глаголов относятся ко второму склонению, а два последних - к первому склонению. Припишите глаголы 2 лица.
8. Домашнее задание.
Выучить правило, составить 5-6 предложений с глаголами - исключениями. Можно попробовать составить рассказ, используя эти глаголы.
9. Работа над правилом.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать слышать, ненавидеть и зависеть, и
терпеть, и обидеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, их на "е"
спрягать нельзя.
10. Итоги урока. Чему научились на уроке? Понравился ли вам наш урок?

Hosted by uCoz